Суббота, 26.05.2018, 22:39

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 41»

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Выступление на педагогическом совете № 5 в рамках аттестации воспитателя М.А. Козловой

Выступление на педагогическом совете № 5 в рамках аттестации воспитателя М.А. Козловой

по теме:  «Формирование элементарных

математических представлений посредством дидактических игр».

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Информация об опыте работы.

Условия возникновения опыта: педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 41» расположенном в городе Новомосковск в центре жилого массива, вблизи культурных центров, что благоприятно сказывается на образовательном процессе. В учреждении функционируют 4 группы. В группе 23 ребенка. Отсутствие у родителей педагогических знаний, времени и возможности для дополнительных занятий с детьми, сказывается на полноценном формировании познавательных навыков и умений у дошкольников.

Введение.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта

играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции

встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Актуальность.

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

  1. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Работая в детском саду, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Работу над этой темой я начала с детьми с младшей группы и продолжила в старших группах. Проводя непрерывно - образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой:

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр».

Гипотеза - если применять дидактическую игру в непрерывно - образовательной деятельности математики в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении возможности дидактической игры, как средства формирования нового и закреплению усвоенного материала дошкольниками.

Новизна опыта заключается в использовании различных комбинаций игровых методов и форм при проведении непрерывно - образовательной деятельности по математике. В дидактических играх есть возможность формировать новые и закреплять полученные знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей. И в творческой реализации на практике отдельных сторон педагогической деятельности.

Длительность работы над опытом.

Исследование рассчитано на 3 года (с 2014 по 2017 год ).

1 этап. Аналитико – диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика.

2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная деятельность - наблюдение; эксперимент, частично-поисковая деятельность, репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа.

3 этап. Аналитико – обобщающий. Подведён итог работы: пополнены пособия, атрибуты к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы.

Технология опыта.

Цель педагогической работы - выявить возможности игры, как средства получения нового и закреплению усвоенного материала в непрерывной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- Изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе;

- Изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики;

- Изучить на практике воздействие дидактической игры на мысли тельные процессы дошкольников;

- Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в непосредственной образовательной деятельности ФЭМП у дошкольников.

Методы проводимого исследования, работы с детьми:

  • Теоретические - анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;
  • Практические - наблюдение; эксперимент, исследовательский метод, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядный методы, диагностика.

Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентировки в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего я, как воспитатель организую игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?» Я же организую и направляю игру, выступаю в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.

В начале своего исследования я провела проверку: все ли дети умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением один к одному, определением на глаз или сравнением чисел, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей

  • от размеров предметов и площади, которую они занимают.

Результативность опыта.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого непрерывная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- широкое использование дидактических, развивающих игр в непрерывно образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений;

- системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

- активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Поэтому я рекомендую воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения и закрепления знаний у детей.

  • заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажется им трудными и скучными.

 

Категория: Козлова М.А. | Добавил: kpect (06.05.2018)
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]